Инклюзивное образование

Социальный информационно -методический журнал для родителей и специалистов № 3 (1/2014)



Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Вот и мне предстала такая возможность работать с таким "особенным" ребенком. Немного напомню, я - молодой педагог и  опыта работы с такими детьми у меня нет. Это я говорю больше для своих коллег, которые немного побаиваются, когда им говорят, что в вашу группу будет ходить ребенок с синдромом Дауна ( я не люблю называть так этих детишек, уж по - мне "солнечные дети"). Бояться не нужно!
 В октябре 2016 года к нам в среднюю общеразвивающую группу пришла такая девочка Юля. 
 Сразу увидела испуганные глаза мамы Юли, это естественно. Ведь  им придется привыкнуть к тому, что их малыша, который все это время был сильно зависим от них, теперь будут обслуживать чужие люди. Поэтому таких малышей приучать к незнакомой ситуации нужно медленно и очень осторожно. Первые дня три Юля вместе с мамой несколько часов посещали группу. 

Юля играла в игрушки, а мама со стороны смотрела на своего ребенка с большим трепетом.  На четвертый день мама Юли сама решила оставить девочку одну в группе. Мама молодец, не стала стоять под дверью и мучить себя, а ушла на пару часиков. У  Юли началась паника, истерика, когда она увидела, что мамы нет, . Она сразу начала ее везде искать. Было очень жалко ее, но мы понимали, что это все равно когда - то должно было случиться. Период адаптации у всех ребятишек проходит по разному. Но я столкнулась с таким впервые. Юля закрывалась в туалетной кабинке и не пускала туда никого, она включала водичку и успокаивалась. Я сразу поняла, что таким деткам нужно личное пространство, которое нарушать мы не имеем права. Было страшно оставлять ее там одну, но что поделать, как только мы приоткрывали дверь начиналась у ребенка опять истерика. Мы подглядывали за ней в щелочку, чтобы она нас не увидела. И о чудо! Успокоившись, она сама от туда вышла! Пошла и начала играть одна в куклы. Когда пришла мама, то она увидела, что ее ребенок играет спокойно. На глазах мамы тоже были слезы. 


Юля, с первых минут понравилась нам всем. И это не лесть, а правда! Если кто - то заходит к нам в группу, то сразу подходят к этому ребенку. Она излучает такое тепло, что сразу становится ясно, почему их называют "солнечные дети". Остальные ребятишки тоже очень тепло встретили Юлю и приняли ее к себе в коллектив. 


 Они делятся с ней игрушками,  помогают ей. От этого выигрывают и обычные дети. У них возникает безбарьерное мышление. Дети находясь в такой среде учатся находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.
  Как не странно, но период адаптации у нашей девочки прошел быстро. 

Уже через пару недель Юля оставалась на весь день, заходила в группу без слез,  махала маме рукой и посылала ей воздушный поцелуй. А мама счастливая уходила домой, не веря, что ее ребенок приспособился к обычной среде. Ведь, еще недавно, она и поверить не могла, что ее  дочка будет ходить в детский сад. По началу, Юля не хотела с нами садиться и заниматься, и мы не требовали это от нее. Она индивидуальна! Когда она пришла к нам - она отказывалась от еды совсем, только пила водичку. Мама успокаивала нас, говорила, что это нормально. "Она ест как птичка"-, помню я ее слова. Потом нам удавалось ее хоть немного покормить из ложки. Так мы семимильными шагами шли к цели.
На данный момент Юля посещает детский сад уже 5 месяцев. Сейчас она сама ест, пользуясь столовыми приборами.
 Сама одевается и раздевается, при этом аккуратно складывает вещи на стульчик и в кабинку. У нее  развита мелкая моторика ( большое спасибо маме Юли, видно, что дома мама много занимается со своим ребенком). Юля занимается на занятиях по физической культуре вместе и на ровне со всеми, на занятиях  по музыке -  танцует, правда по настроению. Два раза в день занимаемся с ней индивидуально. Любимые  занятия Юли- это рисовать  на световом планшете, смотреть книги, журналы.  
 Она очень легко идет на контакт, любит обниматься, очень добрая и ласковая девочка. 
А какая помощница! Очень любит накрывать на столы, заправлять кровати, помогать одеваться другим детям. 
Подводя итог, хочу сказать, что - инклюзивное образование означает, что все дети должны естественным образом посещать одну группу, вместе играть и познавать мир. Дети с таким синдромом зачастую копируют поведение окружающих. Соответственно, когда находятся в группе с обычными детьми, они подражают им. Это хорошо влияет на речевое развитие. Поэтому важно, чтобы такие дети развивались вместе с обычными , чувствуя себя полноценно в обществе. Инклюзия означает, что все люди имеют равные права, и что они также должны иметь и равные возможности










Комментариев нет:

Отправить комментарий