пятница, 7 апреля 2017 г.

Особенный ребенок в ДОУ


Здравствуйте читатели моего блога! Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Вот и мне предстала такая возможность работать с таким "особенным" ребенком. Немного напомню, я - молодой педагог и  опыта работы с такими детьми у меня нет. Это я говорю больше для своих коллег, которые немного побаиваются, когда им говорят, что в вашу группу будет ходить ребенок с синдромом Дауна ( я не люблю называть так этих детишек, уж по - мне "солнечные дети"). Бояться не нужно!

 В октябре 2016 года к нам в среднюю общеразвивающую группу пришла такая девочка Юля. 
 Сразу увидела испуганные глаза мамы Юли, это естественно. Ведь  им придется привыкнуть к тому, что их малыша, который все это время был сильно зависим от них, теперь будут обслуживать чужие люди. Поэтому таких малышей приучать к незнакомой ситуации нужно медленно и очень осторожно. Первые дня три Юля вместе с мамой несколько часов посещали группу. 

Юля играла в игрушки, а мама со стороны смотрела на своего ребенка с большим трепетом.  На четвертый день мама Юли сама решила оставить девочку одну в группе. Мама молодец, не стала стоять под дверью и мучить себя, а ушла на пару часиков. У  Юли началась паника, истерика, когда она увидела, что мамы нет, . Она сразу начала ее везде искать. Было очень жалко ее, но мы понимали, что это все равно когда - то должно было случиться. Период адаптации у всех ребятишек проходит по разному. Но я столкнулась с таким впервые. Юля закрывалась в туалетной кабинке и не пускала туда никого, она включала водичку и успокаивалась. Я сразу поняла, что таким деткам нужно личное пространство, которое нарушать мы не имеем права. Было страшно оставлять ее там одну, но что поделать, как только мы приоткрывали дверь начиналась у ребенка опять истерика. Мы подглядывали за ней в щелочку, чтобы она нас не увидела. И о чудо! Успокоившись, она сама от туда вышла! Пошла и начала играть одна в куклы. Когда пришла мама, то она увидела, что ее ребенок играет спокойно. На глазах мамы тоже были слезы. 



Юля, с первых минут понравилась нам всем. И это не лесть, а правда! Если кто - то заходит к нам в группу, то сразу подходят к этому ребенку. Она излучает такое тепло, что сразу становится ясно, почему их называют "солнечные дети". Остальные ребятишки тоже очень тепло встретили Юлю и приняли ее к себе в коллектив. 




 Они делятся с ней игрушками,  помогают ей. От этого выигрывают и обычные дети. У них возникает безбарьерное мышление. Дети находясь в такой среде учатся находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.
  Как не странно, но период адаптации у нашей девочки прошел быстро. 

Уже через пару недель Юля оставалась на весь день, заходила в группу без слез,  махала маме рукой и посылала ей воздушный поцелуй. А мама счастливая уходила домой, не веря, что ее ребенок приспособился к обычной среде. Ведь, еще недавно, она и поверить не могла, что ее  дочка будет ходить в детский сад. По началу, Юля не хотела с нами садиться и заниматься, и мы не требовали это от нее. Она индивидуальна! Когда она пришла к нам - она отказывалась от еды совсем, только пила водичку. Мама успокаивала нас, говорила, что это нормально. "Она ест как птичка"-, помню я ее слова. Потом нам удавалось ее хоть немного покормить из ложки. Так мы семимильными шагами шли к цели.
На данный момент Юля посещает детский сад уже 5 месяцев. Сейчас она сама ест, пользуясь столовыми приборами.
 Сама одевается и раздевается, при этом аккуратно складывает вещи на стульчик и в кабинку. У нее  развита мелкая моторика ( большое спасибо маме Юли, видно, что дома мама много занимается со своим ребенком). Юля занимается на занятиях по физической культуре вместе и на ровне со всеми, на занятиях  по музыке -  танцует, правда по настроению. Два раза в день занимаемся с ней индивидуально. Любимые  занятия Юли- это рисовать  на световом планшете, смотреть книги, журналы.  
 Она очень легко идет на контакт, любит обниматься, очень добрая и ласковая девочка. 
А какая помощница! Очень любит накрывать на столы, заправлять кровати, помогать одеваться другим детям. 
Подводя итог, хочу сказать, что - инклюзивное образование означает, что все дети должны естественным образом посещать одну группу, вместе играть и познавать мир. Дети с таким синдромом зачастую копируют поведение окружающих. Соответственно, когда находятся в группе с обычными детьми, они подражают им. Это хорошо влияет на речевое развитие. Поэтому важно, чтобы такие дети развивались вместе с обычными , чувствуя себя полноценно в обществе. Инклюзия означает, что все люди имеют равные права, и что они также должны иметь и равные возможности


PS:   Уважаемые гости блога, родители, коллеги! Для меня очень важно, как Вы относитесь к такому виду образования. Я буду очень признательна, если вы прокомментируете эту статью. А так же проголосуете в опросе про "инклюзивное образование" слева в боковой панели. Спасибо!


10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна! Я согласна с вами, что все люди имеют равные права и они должны иметь равные возможности. Дети должны привыкать друг к другу с детства, общаться. Я за инклюзивное образование. Но я конечно то же боюсь, справлюсь ли я сама. Я думаю нужны обязательно курсы для воспитателей, по обучению таких детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья. Вы правы, курсы должны проходить обязательно! Раз ввели инклюзивное образование, значит и курсы должны проходить все воспитатели и специалисты.Во всем мире инклюзия является нормой уже лет 40. А мы к этому подошли только сейчас. В нашем детском саду воспитатели детей не передают из рук в руки каждый год, а ведут их до самого выпуска, так что я обязательно пройду эти курсы!

      Удалить
  2. Я мама Юли!!я за инклюзивное дошкольное образование!!!могу сказать с уверенностью наша доченька попала к замечательным воспитателям!!она ходит в садик с большим удовольствием!!!я очень благодарна им за понимание,отзывчивость,за ту теплоту с которой воспитатели приняли нашу Юлечку!!а ведь "солнечные дети "такие чувствительные !!!спасибо вам дорогие !!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень приятно слышать в очередной раз, Марина Александровна,от Вас слова благодарности. И Вам, огромное спасибо! у Вас замечательный ребенок! Ведь не даром говорят, что родители таких детишек стали самыми лучшими адвокатами своих детей и теперь отстаивают их права и в первую очередь на дошкольное и школьное образование в обычных садах и школах. Здоровья Вам и Юленьке!

      Удалить
  3. Здравствуйте! Я работаю хореографом и инструктором по ФИЗО в МАДОУ№10. и мне бы хотелось высказать своё мнение по поводу инклюзивного образования и немного рассказать про нашу Юлю.
    Я считаю, что инклюзивное образование благоприятно влияет не только на здоровых детей, но и на детей с ограниченными возможностями здоровья. Такое образование обеспечит "солнечным" детям их социализацию в общении со сверстниками и обществом в целом. Ведь дети, живущие в общем коллективе не делают различий между теми "кто может" и "не всё может". Для обычных воспитанников опят совместной деятельности с "особенными" детьми формирует активную жизненную позицию, способствует проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие. Так же инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. А для детей с ограниченными возможностями появляется шанс раскрыться, открыть себя для других детей.
    Мне бы хотелось рассказать как вела себя Юля на моих занятиях в начале года и сейчас. когда она к нам пришла, то была немного зажатой девочкой, это и понятно, ведь в период адаптации каждому ребенку нелегко. Во время занятий первым делом что делала Юля-это садилась за лавочку на шпагат (Юля очень гибкая девочка) и просто наблюдала за всеми. Спустя немного времени, её заинтересовал инвентарь, и она убирала всё что лежит на полу и делала это с большим удовольствием. И 2 месяца назад у нас произошел большой прогресс! Юля начала заниматься на занятиях! Она, как и все дети встает в шеренгу, делает разминку и выполняет различные упражнения. И на каждом занятии для нее открывается что-то новое, и она очень радуется этому.
    Так же на занятиях по хореографии Юля начала принимать активное участие, она встает с детьми и повторяет движения, встает в рисунок, берет танцевальный атрибут и танцует вместе со всеми.
    Я думаю, что не зря таких детей называют "солнечными". Ведь когда их видишь, они и правда, как лучики, всегда светятся и улыбаются, а ты смотришь на них, и у тебя непроизвольно появляется улыбка на лице и всё плохое куда-то улетучивается.
    Ещё я бы хотела сказать слова благодарности маме Юли. Ведь согласитесь, не каждый сможет принять такой диагноз как должное и вложить столько сил, любви и заботы в воспитание ребенка. Здоровья Вам и терпения!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Анна. Меня до глубины души тронула Ваша статья про Юленьку. Прочитав отзыв мамы Юли, поняла, что ее дочь попала к замечателньм воспитателям, радут, что такие педагоги работают с нашими детьми. Наслышана, что наоборот многие воспитателя не особо рады видеть у себч в группе таких деток. А Вы так тепло пишете об Юле, об ее достижениях. Спасибо Вам. Здоровья Вам и конечно же девочке Юле!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга!Спасибо за тёплые слова!

      Удалить
  5. Извените за ошибки, писала в транспорте)

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте. Я, как мама и педагог обеями руками за инклюзивное образование, и считаю, что таким воспитателям, которые работают с такими детками должны доплачивать . Это адский труд! И не понимаю таких родителей, которые против , чтобы их "здоровые" дети посещали один тетский сад, группу с особенными детьми. Вы не понимаете, что тем самым вы ростите " злое" поколение. Правильно написано в статье- нужно из всего черпать выгоду. Дети общаясь с особенными детьми учатся доброте, взаимоуважению, заботе. Помните об этом, дорогие родители здоровых малышей!

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте , Ксения! Я абсолютно с Вами согласна! Хочется верить, что у общества медленно, но верно происходит сдвиг сознания. И со временем люди перестанут смотреть на детей с синдромом Дауна, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с ДЦП как на людей с другой планеты. Не могу назвать автора данных слов, но они очень глубоко запали мне в душу: «Да, есть дети с ограниченными возможностями здоровья, но зато у них есть безграничные возможности развития».

    ОтветитьУдалить